Resist or Serve Пятница, 2024-03-29, 12:59 PM
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Тень | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alex_Оstrov, Black_Box, Soul  
Resist or Serve » Креативность » X-files FanFiction » Советы фикрайтеру
Советы фикрайтеру
Black_BoxДата: Воскресенье, 2012-05-20, 11:03 PM | Сообщение # 1
Стальной тигр
Группа: Суперсолдаты
Сообщений: 2724
Репутация: 33
Статус: Offline
"Уберите ваш банан"
Или 10 советов авторам любовных сцен.

1.Все помнят, что писать надо про то, о чем знаешь по собственному опыту? Так вот, не пишите про секс. Нет такого занятия - "секс", не бывает никакого секса, нормальные люди никогда не занимаются сексом, и вы тоже не занимаетесь. Секс придумали сексопатологи, они же им и занимаются, нежно потирая свои дипломы до наступления интеллектуальной эякуляции. Остальные люди трахаются, тискаются, нежничают, ласкаются, совокупляются, любятся, ебутся или вообще обходятся без глаголов. Поэтому - пишите, пожалуйста, о том, чем привыкли заниматься лично вы. О трахе, о ебле, о любви, о тисканье, - только не о "сексе". Нет такого занятия - секс.

2. С самого начала решите, зачем вы пишете эту сцену. Чего вы хотите добиться этим от читателя? Чтобы лучше определиться, представьте себе шкалу: на одном конце - "чтобы читатель прочел и кончил", на другом конце - "чтобы мой сюжет получил развитие путем рефлекси по поводу сексуального поведения героев". Мысленно поставьте на шкале десять засечек (ну, скажем, вторая - "чтобы читатель прочел и кончил, если будет помогать себе руками", девятая - "чтобы моя героиня, наконец, отстала от моего героя на пятнадцать минут", - ну, и все, что между ними). Поймите, к какому концу шкалы вы склоняетесь.

3. Если вы хотите, чтобы читатель испытал сексуальное возбуждение, - дайте ему возможность подстроить под ваш текст свои фантазии. Это означает - минимум конкретики, максимум тактильности. Сосредоточьтесь не на позах, а на телесных ощущениях (об этом мы еще поговорим). Позы читатель сам придумает. Если вы хотите, чтобы читатель не столько испытал сексуальное возбуждение, сколько разобрался в сложных характерах ваших героев, - сосредоточьтесь на том, о чем они думают (вы не поверите, но некоторые люди во время секса думают; мы сами видели!)

4. Если уж вам так хочется писать про позы (может, вы математик и защищали диссертацию по теме "Частные эвристики как условие включения учащихся в поисковую деятельность на уроках стереометрии", - не пишите про переживания. Если вам так уж хочется писать про переживания (может, вы девочка) - не пишите про позы. Если автор пытается писать и про позы, и про переживания, то, за редчайшими исключениями, текст напоминает опиасние какого-то нехорошего медицинского эксперимента ("Он поставил ее раком, и у нее внутри все затрепетало", - Господи, помилуй! Фибрилляция сердечных желудочков! Четыре лидокаина! Мы ее теряем! Мы ее теряем!!!)

5. Постарайтесь обойтись без трюизмов. Некоторые вещи читатель понимает сам. "Он ввел в нее член", "Она обняла его ногами", - да уж небось, ввел, и, небось, обняла, чего там. Вы что, протокол составляете?

6. Глаголы - ваши лучшие друзья. Существительные - ваши худшие враги. Писать про секс глаголами сложнее, зато писать про секс существительными в русском языке почти невозможно, если, конечно, речь не идет о комической репризе. Человек может наклониться, расслабиться, вздохнуть, откинуться, прижаться, выгнуться, сжать зубы, разжать зубы и так далее. Член может только встать или не встать. Вагина и того не может.

7. Повторяем: член может только встать или не встать. Член НЕ МОЖЕТ делать почти ничего из того, что вы любите ему приписывать. Член не может "задвигаться", "пожелать", "отпрянуть", "податься вбок" или "рвануться вперед", "прислушаться", "внезапно ожить" или, хуже того, "взорваться". Если, конечно, вы не пишете хоррор про член. Если вы пишете хоррор про член - респект и уважуха. Реально, респект и уважуха.

8. Пожалуйста, не трогайте клитор. Оставьте в покое клитор. Его и в реальной-то жизни мало кто умеет толком задействовать, не говоря уже - в тексте. Мы знаем, что вы хотите написать про клитор только для того, чтобы доказать читателю: вы знаете, что клитор есть. Мы советуем решить эту задачу в предисловии. Так и написать: "Дорогой читатель! Я знаю, что клитор - есть. Ха-ха!" Читатель поверит вам на слово. С этого момента, пожалуйста, оставьте клитор в покое. Спасибо.

9. Ради всего святого, не описывайте белье ради белья. Хотите рассказать про красный лифчик с черным кружевом - не пишите "на героине был красный лифчик с черным кружевом" (кстати, что у нее со вкусом? Она что - в СССР выросла?) Иначе текст начинает напоминать девичьи сочинения за седьмой класс: "У нее были длинные-предлинные золотые волосы, синие глаза, алые губки и зеленые бантики". Если все это (длинные-предлинные золотые волосы, синие глаза, алые губки и зеленые бантики) не относится к гениталиям героини (или героя) - не пишите об этом вообще. Хотите дать какие-то комментарии по поводу внешности и антуража - присобачивайте их к действию ("Он осторожно поцеловал узкий розовый след, оставленный у нее на плече узкой розовой бретелькой".

10. Напоследок - несколько советов по вопрос
ам жанрового разнообразия. Нет, не литературного.
- Хотите знать, как написать хорошую BDSM-сцену? Пожалуйста: в хорошей BDSM-сцене ничего не происходит. Вообще. Главное в BDSM - моменты ожидания действия. Уберите у героя банан из попы, это не сцена, а трэш.
- Хотите знать, как написать хорошую лесбийскую сцену? Пожалуйста: хорошая лесбийская сцена ничем не отличается от любой хорошей эротической сцены. Так что если вы думаете, что можно сказать читателю: "Смотри, чувак, - тёлки!", а дальше халтурить, то сами вы тёлка.
- Хотите знать, как написать хорошую подростковую сцену? Пожалуйста: ограничьтесь петтингом. Это трогательно и реалистично.
- Хотите знать, как написать хорошую мастурбационную сцену? Пожалуйста: ограничьтесь пальцами. Уберите у героя банан из попы, это не сцена, а трэш.
- Хотите знать, как написать хорошую вуайеристскую сцену? Пожалуйста: в хорошей вуаеристской сцене главное внимание должно быть сосредоточенно на подглядывающем, а не на тех, за кем подглядывают. Иначе читателю становится ясно, что вы никакой не вуайерист, а только врете.
- Хотите знать, как написать хорошую зоофилическую сцену? Пожалуйста: приведите животное, дайте ему подышать на героя/героиню и оставьте читателя наедине с его грязными мыслями.
- Хотите знать, как написать хорошую ситофилическую сцену? Пожалуйста: несите сюда ваш банан.

(с)перто из сети


Быть нейтральным - не значит быть равнодушным и бесчувственным. Не надо убивать в себе чувства. Достаточно убить в себе ненависть

Геральт из Ривии, ведьмак

 
tigryonok_uДата: Суббота, 2012-05-26, 1:28 PM | Сообщение # 2
Смилодон
Группа: Стражи
Сообщений: 492
Репутация: 3
Статус: Offline
Отличные советы фикрайтеру. Пусть сделаны на примере фандома по "Гарри Поттеру" будет интересно всем.
Оригинал здесь - http://www.snapetales.com/index.php?fic_id=300

Полет над Большой Совятней, или прогулки с Хедвиг по графоманским лесам...

Автор: Hedwig

Мне хотелось бы поговорить не о грамматических (и примыкающих к ним мелких стилистических) ошибках и не о глобальных вопросах фикрайтерства (типа выбора пэйринга, прописывания героев, продумывания сюжета и композиции и т.п.). Возможно, впрочем, что и то, и другое в процессе повылезает... А поговорить хочется о паре моментов, связанных с построением текста, в первую очередь, на уровне выше предложения. О моментах, которые стали своего рода маленькими «открытиями» для меня - и, возможно, будут небезынтересны для других.

Под перспективой я (если грубо) понимаю то, от чьего лица ведется повествование. Это скорее из области "глобального", но тут есть и несколько мелких, но важных моментов. К тому же стоит, ИМХО, определиться с терминами.

Итак, мне удалось накопать четыре значимых типа перспективы.

1. Повествование с активным автором. То есть, автор как личность явным образом в тексте присутствует, но не входит в число действующих лиц. Вспомните Чернышевского и его заигрывания с Проницательным Читателем. Или образ Автора в "Евгении Онегине".

Пример

В маленьком кафе у набережной сидел тощий белобрысый парень. По крайней мере, он сам называл себя парнем, а раз так, значит, у него имелись на то основания. Выглядел он, если уж пользоваться его терминологией, скорее на «дядьку». Дело клонилось к вечеру, пачка сигарет катастрофически заканчивалась, равно как и очередная чашка кофе – не берусь сказать, какая по счету...

Вообще-то, конечно, ничего особенного. Мало ли кто может сидеть весенним вечером, на редкость промозглым, если уж на то пошло, в маленьком кафе на набережной. Особенно учитывая, что небо, кажется, в очередной раз обиделось на несчастных питерцев и вот-вот разразится ливнем, а то и грозой. Нет, господа хорошие, может быть, кто-нибудь из вас и любит выезжать в такую погоду за город на пикник, но лично я получаю гораздо больше удовольствия от сидения под крышей, в тепле и желательно с чашкой чего-нибудь горячего.

2. Повествование с пассивным автором (объективное третье лицо). Автор себя не проявляет (то есть, не вступает в диалоги с читателем и не навязывает ему собственные взгляды в явной форме), герои показаны "со стороны". "Три мушкетера" - достаточно к этому близки... Хотя в чистом виде, насколько я могу судить, есть только в коротких рассказах или в сочетании с другой перспективой. Впрочем, степень объективности - это явным образом континуальная шкала...

Пример

Всю весну Малфой-младший не давал покоя бедным влюбленным. Он грозил доносом, наблюдал и требовал подарков; и ему все было мало, и, в конце концов, он стал поговаривать о золотом котле. И что же? Пришлось пообещать котел.

На Рождество ученики разъехались по домам, но вредный Драко остался в школе, потому что знал, что и Гермиона остается. Учеников сажали за стол преподавателей. И вот однажды, когда на обед подали шницель, Драко вдруг хихикнул, подмигнул Снейпу и спросил:

- А, может, все-таки сказать?

Снейп не мог покраснеть по определению, поэтому побелел и вместо шницеля съел салфетку. Гермиона же вскочила с места и выбежала из Большого Зала.

(Таня Геллер&Alastriona "Злой мальчик")

3. Повествование от первого лица. Рассказчик является действующим лицом произведения. Чаще всего - главным, но необязательно (вспомним Ватсона или Гастингса).

Пример

Я была уже настолько перемазана его кровью, что не было смысла волноваться из-за каких-то там пятен. Опустившись на корточки, я рассмотрела орудие убийства. Кинжал был красивый, похоже, старинный. Почему преступник не вытащил его? Приметная вещь, улика… Да и стоит такая музейная редкость, надо полагать, недешево, чтобы запросто ее лишаться. Впрочем, ножны, болтавшиеся на поясе юноши, наводили на мысль, что кинжал, возможно, ему и принадлежал. Может, сам закололся, как Ромео, из-за несчастной любви, например? Вполне нормальная версия, вот только удар нанесен, к сожалению, в спину… Впрочем, при определенной гибкости…

-- И за что же вы его так… мисс Грейнджер, если не ошибаюсь?
Голос раздался прямо из-за спины. Этакий тихий, вкрадчивый голос. Вроде как бархатный, а в то же время царапает, как наждак. Только что поляна была совершенно безлюдна… Кто же здесь?

Ну да, конечно. Рядом со мной возвышался собственной персоной Люциус Малфой.

Небось, сам беднягу и укокошил, а теперь стоит тут, издевается… Не стану я перед ним оправдываться!

(Seva "Если бы ГП писала Донцова")

4. Повествование с точки зрения конкретного персонажа (субъективное третье лицо). Первое лицо не используется - и стиль повествования нейтральный, может не соответствовать речевым характеристикам персонажа. При этом читатель не может знать больше, чем персонаж в фокусе (скажем, читать мысли других персонажей, если "главный" не владеет телепатией) - плюс еще ряд ограничений, общих для этой перспективы и повествования от первого лица.

Пример

Голова не унималась с самого утра. От тупой, тянущей боли не помогало ни одно зелье. Отчаявшись, он отыскал в шкафу купленный по случаю пузырек с магловским аспирином. Бросил в стакан воды сразу три таблетки. Кривясь, проглотил солоноватую шипучую жидкость. Вскоре к головной боли добавилась сильная изжога... Он выругался, бросил остатки лекарства в камин и начал варить желудочный эликсир. Помогла бы, наверное, возможность выспаться - желательно часов пятнадцать, желательно погуляв перед этим на свежем воздухе... Но он уже не помнил, когда в последний раз мог позволить себе такую роскошь.

К вечеру Мастер Зелий был готов обменять собственную голову на любой оловянный котел. С доплатой. При условии, разумеется, что с этим котлом не будет работать мистер Лонгботтом.

Подойдя к столу преподавателей, он сразу заметил два новых лица. Впрочем, одно из них было ему прекрасно знакомо. Более чем...

- А вот и профессор Снейп! - Высокий, надтреснутый голос Дамблдора дрелью впился в висок, и он еле сдержался, чтобы не поморщиться.

===============================================

В связи с перспективой хочется отметить несколько моментов.

1. О субъективности при повествовании от первого лица.

Понятно, что рассказчик не видит сквозь стены и не читает мыслей. Менее очевидным является факт, что он не может описывать себя со стороны, а также давать себе объективную оценку.

Приведу пример из Кассиля, где это обыгрывается (Леля занимается самолюбованием)

Потом я лег на крышу и стал переживать. Надо мной насвистывал вахтенный
скворец. Одинокий и гордый, я плыл в Швамбранию, и день, как корабль,
подплывал к вечеру.

Увы, в фиках (как русских, так и английских) мне не раз встречались на полном серьезе написанные фразы типа "я побледнел как смерть" или "я грациозно облокотилась на перила"...

Поясню.

"Побледнел как смерть" - это ВНЕШНЕЕ описание. Во-первых, без зеркала ты не увидишь, как бледнеешь сам, а во-вторых - тут используется

2. О смене перспективы.

Опять же, достаточно четко видны случаи, когда третье лицо сменяется первым или одно первое - другим. Тут проблем нет.

Проблемы (по крайней мере, я с этим столкнулась) возникают с субъективным третьим лицом - в том случае если автор (как я) имеет грешок часто менять перспективу - т.е. скакать от одного персонажа к другому.

Приведу пример, как НЕ НАДО делать. Слэшами (///) показана смена перспективы, которая никак не отмечена в тексте.

- Насчет чужих судеб... - Джо решила не рисковать в этот раз с бровями и просто склонила голову набок. - Это комплимент или обвинение?

- Это констатация факта, - он вздохнул. - Сегодня я понял, наконец, сколько вы изменили за эти полгода. Возможно, еще через полгода пойму, зачем вам это нужно...

- Возможно, самым большим вашим достижением будет, если года через два вы поймете, что я ничего не меняла. Он сидел внутри вас все это время, я просто дала ему шанс высунуть нос наружу...

- Кто сидел?

////////// - Ну... Назовем его Стив, - он вздрогнул. - Тот мальчишка, который умел смеяться и любил яблочный пирог... Вы позволите? - как всегда не дожидаясь ответа, она запустила руку в котелок и сунула в рот сразу две ягоды. На ее лице появилось выражение полного блаженства. - Красота! Еще бы лето... И можно было бы лезть на крышу! - его приподнятая бровь вызвала очередную попытку собезьянничать. (...)

Решение пришло неожиданно.

- Что ж... С вас черешня, с меня крыша! - он встал. - Идемте!

Такие вещи, может, сходу и не заметят, но это может здорово дезориентировать читателя - плюс откладывается на подкорке ощущение, что "что-то режет глаз"...

TBC

3. Субъективность автора

Вот тут я на скользкой почве, потому что сама почти не пробовала писать "от активного автора", так что тут только общие раздумья. Автор, конечно, не персонаж, ему сверху виднее, но - опять-таки, далеко не всегда уместно при такой перспективе раскрывать мысли и чувства персонажей. Уж если играем в Peeping Tom, то давайте играть честно.

Если понятно, о чем я... smile

========================================

Именование персонажей: общая лексика

Пример

Северус Снейп сидел в своем кабинете и читал сочинения третьего курса. Неожиданно в кабинет постучали. Мужчина встал из-за стола и открыл дверь.

Режет? Мне - да.

Насколько я могу судить, общая лексика такого уровня (человек, мужчина) может применяться, в основном, в трех случаях.

1. Ввод нового персонажа

Дверь открылась, и на пороге появился высокий мужчина в черной мантии.

2. Генерализация

Человеку свойственно ошибаться

3. Фокус на признаке

Они надолго замолчали. Гриффиндорец не вытерпел первым:

- Как ты мог?! - взревел Блэк.

Тут подчеркивается, что Блэк (понятно, в разговоре со Снейпом) прервал молчание первым именно в силу гриффиндорского темперамента. Уж простите за корявый пример - сконструирован с налету.
Именование персонажей: личные имена

Помните, в школе нас учили, что в сочинении НЕЛЬЗЯ называть Пушкина "Александр Сергеевич"?

Пример 1. Объективное третье лицо.

Герми встала и схватилась за голову.

Абсолютно не допустимо использовать уменьшительные имена с оттенком интимности, ласкательности и т.п. То есть, Гарри - нормально, а Герми - нет.

Пример 2. Субъективное третье лицо

Гарри Поттер был зол на Снейпа. Не далее как вчера Северус заставил его три часа скоблить котлы.

Если Снейп для Гарри на данный момент не более чем ненавистный профессор, именование по имени недопустимо.


Не изменяя основам, я просто меняю природу основ...
 
tigryonok_uДата: Четверг, 2012-06-14, 7:19 AM | Сообщение # 3
Смилодон
Группа: Стражи
Сообщений: 492
Репутация: 3
Статус: Offline
СОВЕТЫ (НАЧИНАЮЩЕМУ ФИК)РАЙТЕРУ

Автор: Daria
Оригинал тут


И снова по ГП, но! многие советы очень подойдут для любого фандома.

Примечание 1:
На этом месте я могла бы сказать, что вот, мол, как литературовед и как сама фикописатель с некоторым опытом... Но не буду. Все нижеследующее – это пожелания прежде всего читателя вашего творчества, т.е. (далеко не полное) собрание ИМХО по поводу: "вот такие фики я хочу и буду читать".

Примечание 2:
Здесь не будет примитивных советов типа: "откуда брать идеи" и т.п. Нет идей – не пишите. А как можно больше читайте, тогда идеи будут лезть у вас из ушей. А когда полезут, постарайтесь учитывать вот эти вот рекомендации:

* * *

1. СЮЖЕТ

Обычно начинают с жанра, но я формалист, так что начну с сюжета.

1.1. Сюжет должен быть.

Т.е. – завязка (это хорошо выходит у всех); развитие событий; их кульминация (т.е., допустим, взрыв созревшего конфликта) и развязка (виновных наказывают, кто-то отравился, поцелуи и т.п.) должны так или иначе присутствовать в каждом фике за исключением PWP (т.е. фика, который сводится к перетраху). Даже если вы одним махом пишете миниатюрную зарисовку, эдакое "стихотворение в прозе", она "заиграет" куда лучше, если вы снабдите ее неким вывертом в конце. Т.е. можно одноообразно и печально прогуливать уцелевшего Снейпа среди бесчисленных могил, но лучше (например) сделать последнюю могилу его собственной. Опа.

1.2. Как это ни противно, сюжет лучше продумать заранее.

Ну, хотя бы очень грубый костяк. Конечно, многое само приходит в голову в процессе написания, но – особенно, когда пишешь большой фик, - лучше не пускать этот процесс на самотек, а встраивать новые озарения в готовую схему или видоизменять ее по ходу. Без первичного костяка-стержня текст обычно размывается, погрязает в ненужных деталях и не держит читателя в напряжении.

1.3. Детали должны работать.

В хорошем тексте каждое событие, описание, реплика, короче – каждое предложение - должно работать на сюжет. Ничего лишнего. Другое дело, что читателю не обязательно замечать этого сразу.
Вообще различают два типа "деталей", т.е. событий, описаний и пр. кирпичей, из которых складывается текст:
1. "Сюжетообразующие" (кого-то убили)
2. "Дополнительные" (кто-то пошел погулять и сорвал цветочек)
Авторы любят увлекаться дополнительными деталями, не понимая, что без какой-либо привязки к сюжету, те только бесят или усыпляют читателя. Работать должно ВСЁ, другое дело КАК. Если "кого-то убили" – это очевидный двигатель сюжета, то "прогулка в цветах" – нет, но она может:
1. Создавать нужную автору атмосферу, например, контрастируя с предыдущей дракой в подземельях или служа передышкой перед будущими ужасами.
2. Служить метафорой чего-то там, т.е. олицетворять, например, духовные скитания. Так, кстати, должна работать каждая мелочь – цвета, подарки, животные, время суток, одежда, пейзаж и пр. – все должно быть (скрыто) значимым, чтобы вплетаться в общую канву – тогда ваш текст задышит.
3. Скрыто таки двигать сюжет.

Т.е., если во второй главе герой пошел на луг и случайно сорвал там цветочек, это может:
1. контрастировать с мрачными ядами в подземельях;
2. отражать его печаль по неверному возлюбленному (типа "сорвал, гад, мою любовь, как этот чертов цветочек");
3. откликнуться в главе номер 35, где он таки найдет этот цветочек, завалявшийся между страницами книги и использует его как решающий компонент яда для того же возлюбленного.

Т.е. все ружья должны выстреливать. Вот, к примеру, всем известный фик "Огонь и Роза". Зачем, спрашивается, Гермиона ездила к родителям Снейпа? Можно притянуть за уши пункты 1 и 2, но пункт 3 – в пролете. Вывод: эта глава лишняя и только действует на нервы, будя в читателе ложные ожидания.

1.4. Изложение сюжета – это не просто от А до Я.

Опять же – без продуманной схемы не возможны не только игры со стреляющими деталями, но и более сложные штучки, высший писательский пилотаж, например, повествование по параллельным линиям, рамочные конструкции (конец в начале), истории в истории, флешбеки и флешфорварды (реминисценции взад-вперед) и пр. навороты. Нужны ли они вообще? Ну... не обязательно, но они делают фик интереснее. (Хорошие примеры – в фиках Елены, например.)

Но даже если обойтись без них, т.е. классически начать сначала и остановиться в конце, то следует помнить: не стоит описывать ВСЕ. Ясно, например, что герои не бегают по Хогу голыми. Поэтому одежду следует описывать, не желая излить свой восторг по поводу крутизны героини, а когда она действительно имеет значение. Вот Снейп в гавайской рубашке – это уже двигатель сюжета.

Но даже сюжетообразующие детали можно иногда спокойно выкидывать – или скрывать от читателя до поры до времени, а-ля часовая бомба, или просто дать ему додумать самому.

1.5. Секс.

И самый яркий пример здесь – секс.
Как сказал кто-то умный, Литературу интересует, что До и что После, а сам секс – это уже не ее область. И это правильно. Потому что – ну что есть в сексе, чего читатель не может представить себе сам куда живее всяких там "засунул" и "застонал"? Тем не менее я не буду огульно относить все NC к порнографии. Секс тоже может идти на пользу сюжету. Правда, в основном, он идет на пользу возбуждения читателя с ленивым воображением, но существуют и отмазки, например:

- важность показа ролей героев – кто первый начал, кто доминирует и пр. – тут секс может открыть неожиданные моменты;
- или там: секс как противовес недавней ссоре, т.е. опять же для контраста с чем-нибудь еще;
- ну или там, родинка на какой-нибудь обнаженной части чьего-то тела вдруг окажется... бла-бла...

Короче, нравится – пишите. Но учтите: хороший текст - многомерен, т.е. написанное всегда означает, т.е. прикрывает что-то еще, имеет много смыслов (см. часть про метафору), и испокон веков это "что-то еще" чаще всего сводилось... к чему? Правильно – к сексу. Т.о., если обнажать секс, то он (если это не элементарная порнушка) – по всем законам литературы, которые сильнее автора, - тоже будет означать что-то еще. А вот что? – Это уже решать вам. Я же предпочитаю по старинке не держать над героями свечку.

2. ЖАНР.

Ну ладно, если сюжет можно, так и быть, заранее далеко не продумывать, то уж с жанром НАДО определиться как можно раньше. Потому что, если веселить публику в течении 10-ти глав, а в 11-ой взять и угрохать главного героя, соскучившись по высоким материям, то читатель может очень сильно обидеться. Т.е. жанр надо выдерживать – от начала и до конца. И в стебе могут быть реки крови – но стебные, т.е. садизм должен быть легким и ненавязчивым – кто-то там покрутил в воздухе связкой голов и т.п.

2.1. Стеб.

Вообще в стебе – раз уж начала с него – важно не перегибать палку. Т.е. градус его крепости лучше задать с самого начала и держать до конца. Под градусом крепости я понимаю: несоответствие героев роулинговским, участие их внутреннего голоса и голоса автора, а также самого автора, начитанность героев фанфиками и т.п. Не стоит злоупотреблять фигурой приблатненной советск... эээ пардон, российской школьницы – Мери-Сью - это персонаж, устаревший еще до появления первого фика по ГП.
О том, что есть пародия и т.п., я распространяться не буду – учить писать смешно скучно, а научить писать смешно - невозможно.

2.2. Серьезные фики/Ангст (это когда жутко и все умерли)

2.2.1. Каждому серьезному фику не помешает толика юмора.

Юмор – он как соль: без него пресно, но и пересаливать тоже не рекомендуется.

2.2.2. Трагедии нужет катарсис.

Что есть катарсис? Это момент душевного просветления у зареванного читателя перед горой трупов. Т.е. угробить можно всех - было бы ради чего. Если напускать один беспросветный ужас, бесцельно грохая героев направо и налево, то читатель, конечно, загрустит, но потом постарается поскорее выкинуть ваш фик из головы. А можно не убивать никого или – ну ладно – одного, но так, чтобы нас всех пробило и мы сказали бы: "Да. Черт побери, да. Это ужасно, но так и должно быть". Вариант: "Это ужасно, но таков уж жестокий Рок/Вольдеморт/Роулинг/сволочной мир" – мне кажется более примитивным.
Т.е. смерть героя, желательно, должна быть:
1. закономерной (Читателя надо потихоньку готовить всякими предзнаменованиями – см. пункт про Детали.);
2. необходимой (типа ради спасения любимого);
3. полезной (с захватом туда же кучи врагов).

2.3. Романтические фики.

2.3.1. Флафф.

Как писать ЭТО, знает каждый: два героя, трудности и препятствия, хеппи-энд, love, love, love, ура. Когда препятствия липовые, а самое интересное для автора – не какой-нибудь там Вольдеморт, а схема "милые бранятся – только тешатся", то это называется флафф. Если читатели любят соответствующий пейринг, они будут глотать такой флафф тоннами. Читателю попривередливее подавай сюжет (см. соотв. пункт), например: "герои поменялись телами и теперь пытаются поменяться обратно". А совсем зарвавшийся читатель на это скажет: "Ну и что? А дальше-то?" А дальше, как правило, ничего, так как любой сюжет здесь – только прикрытие для флаффа, отсюда смазанные концы большинства таких фиков.

Что делать?
В идеале – стараться держать сюжет и флафф в равновесии, руководствуясь правилом о стреляющих сюжетных деталях и заставляя флафф работать на сюжет, а не наоборот. Что очень-очень сложно.

2.3.2. Хеппи-энд.

Это, пожалуй, самая проблематичная часть романтического фика, поскольку:
1. Всякий хеппи-энд совершенно недостоверен;
2. Но его отсутствие в романтическом фике нарушает целостность жанра, раздражая читателя.

Чтобы не притягивать окончание за уши, имеется хитрый выход: обрывать на полуслове. А вернее, на какой-нибудь многозначительной реплике персонажа. Финал остается открытым, но и не безнадежным. Пусть читатель додумывает, что хочет.
Например, в фике "Lost" автор испортила все, что могла, затянув конец и заставив героев соединиться годы спустя, когда Гермиона наконец-то дозрела до Снейпа – а именно, научилась правильно подводить глаза. А вот если бы автор в нужном месте (и там даже было такое место) наступила на горло собственной песне, весь фик не был бы безнадежно загублен.
Таким образом вы избегаете и опасности пересластить! Все эти дети в эпилогах, излеченные от слепоты девицы, магглы, по блату принятые в школу, Сири, переносящий Реми через порог спальни и т.д. и т.п. – чума Большого Стиля. Да, вы можете гордиться тем, что пишете не хуже авторов вон тех розовых книжек на лотках, где дядя в остатках рубашки чуть не роняет грудастую тетю на горные пики, но... оно вам надо?

3. ГЕРОИ.

Тут нам повезло – они у нас есть. Не надо выписывать цельный образ с биографией, бери себе готовенькое и досочиняй. Причем в свое удовольствие – так как имеется такая удачная опция Out of Character, т.е. "у Ролинг он такой, а у меня будет вот эдакий". Но злоупотреблять ей тоже не стоит. Ролинговских героев часто упрекают в "бледности", ходульности, что имхо: 1. неправда; 2. делает их удобными нишами для заполнения собственным содержимым. И тем не менее не стоит забывать того, что уже имеется – и развивать его, а не выкидывать за ненадобностью.

Я не сторонник пейрингов вообще, предпочитая Gen – где на первом плане события, а не страсти, - поэтому не могу судить, какой пейринг более популярен, интересен и пр. – все хороши, коль писать от души, и наоборот – в плохих фиках плохо перевариваются тоже все.

/далее часть упущена мной, ибо она станет катастрофически неясной тому, кто не знает ГП-фандом. Да и совет на примере того, что никак не понятно, вряд ли станет полезным. Прим. tigryonok_u/

4. СТИЛЬ.

Стиль – это ваш голос. Он не должен срываться, а должен на вас работать – рассказывать, что и как вы хотите, и как этого требует сюжет (научное название: "единство формы и содержания"). Пока не умеете им играть – старайтесь хотя бы выдержать баланс, не перебарщивая ни с описаниями, ни с диалогами, ни с жаргонизмами, ни со сложными предложениями.

НЕ употребляйте слово "мужчина" ссылаясь на уже упомянутого в фике Снейпа (т.е.: "Снейп вошел в комнату. Мужчина был бледен.") Это англицизм и стилистическое "Фи".
Избегайте также подобных отсылок типа "белокурый слизеринец", "студент", "черноволосый маг" и пр. В самом крайнем случае – "учитель/ученик", а вообще (проверено на собств. опыте) вам должно с лихвой хватить джентльменского набора "Снейп/он/тот". Если вы показываете Снейпа из перспективы Гарри, да даже и из своей собственной, то избегайте отсылок "Северус" – это выглядит как сбивающая стиль фамильярность. Вы его младше в конце концов.

Если вы не уверены в каком-то слове или выражении – не поленитесь и загляните на www.gramota.ru - это дело двух минут. И не стесняйтесь поискать бету перед тем, как выкладывать фик на форум (хотя очень хочется) – они водятся, например, на www.fanrus.ru.
И кстати: выкладывая фик, будьте профессиональны. Не дарите нам первый абзац со словами: "Если вам понравилось – буду продолжать". Да, кому-то это понравится, и вы будете продолжать. Но многие, увидев такой текст, подумают "Опять туфта" и навсегда закроют вашу темку.

Грамотно писать – это не так уж сложно и вполне достижимо. И в принципе, этого достаточно, чтобы писать хорошие фики. Выработать свой узнаваемый стиль, научиться играть стилями, варьировать их в зависимости от жанра, бессознательно подстраиваться под героев – уже труднее. Единственный известный мне способ – читать, и читать как можно больше, причем не (только) фики, а просто качественную и разнообразную литературу.


Не изменяя основам, я просто меняю природу основ...

Сообщение отредактировал tigryonok_u - Четверг, 2012-06-14, 7:20 AM
 
tigryonok_uДата: Четверг, 2012-06-14, 7:22 AM | Сообщение # 4
Смилодон
Группа: Стражи
Сообщений: 492
Репутация: 3
Статус: Offline
Продолжение вышеизложенного от другого автора, который решил написать комментарии и некоторые дополнения к статье.

автор Saint-Olga
Оригинал - вот лежит

Советы опытной зануды

или

Как фик начать, продолжить и закончить

Автор: Saint-Olga

Прежде чем приступать к чтению этой статьи, рекомендуется ознакомиться со статьями «Фанфикшн и с чем его едят» (Saint-Olga), «Советы (начинающему Фик)райтеру» (Daria) и с глоссарием. Причем последние два пункта рекомендуется постоянно держать перед глазами во время чтения.

С чего начинаются фанфики?

С желания. С некоего голоса, говорящего: «Что, и это все? А как же… Еще хочу! Вот так…» С разворачивающихся в голове картинок того, как – «так».

Эти картинки можно долго и со вкусом рассматривать. Можно загнать в затылок и забыть. А можно – рассказать другим. В последнем случае Вы оказываетесь перед компьютером, на мониторе белеет чистый лист MS Word, а Ваши пальцы уже хищно зависли над клавиатурой…

Стоп. Давайте сначала подумаем, что Вы собираетесь писать. О ком, о чем и как.

Начнем со скелета. Скелет любого фика состоит из трех взаимозависимых и взаимодополняющих компонентов: сюжет, жанр и действующие лица.

О сюжете много и подробно рассказано в статье Daria. Я не буду повторяться, а попробую дополнить, высказав свое мнение по некоторым пунктам.

1.1. Сюжет должен быть даже в PWP, несмотря на название жанра. Заслуживающая внимания PWP не сводится к перепиху двух (или более) персонажей. В ней должно происходить нечто большее, чем обмен жидкостями. Чаще всего получают развитие чувства героев, раскрывается с неизвестной прежде стороны их характер, и т.д. (Моэри, “Quiddich Love”)

В миниатюре сюжет играет огромную роль. Здесь, собственно, не остается ничего, кроме него: костяк действий-эмоций и несколько ярких образов. (S’Taira’n, «И явилось новое солнце…») Виньетка без сюжета выглядит вырванным из контекста куском чего-то большего.

Да, и главное: финал должен быть неожиданным. Чем меньше фик, тем более неожиданным. (Helga, «Моя история») Если читатель может предсказать развязку после прочтения первого абзаца – зачем ему читать фик?

1.2. Полностью согласна. От себя лично добавлю, что при написании большого фика лучше всего написать план, просчитать всю хронологию и вписывать туда же важные для действия детали. Иначе очень легко что-то забыть. При этом надо быть готовым к тому, что план этот будет переписываться по восемь раз на дню, потому что герои Ваши повели себя не так, как Вам захотелось. Они такие, они могут…

1.3. No comments. Разве что… Часто бывает так, что Вы придумали какую-то деталь. Восхитительную, оригинальную деталь. Это может быть не просто стоящая где-то на полочке маска африканского шамана, а целая сцена – сцены тоже бывают деталями. И вдруг, когда Вы ее уже вписали и теперь любовно перечитываете, Вы понимаете, что ничего она для сюжета не делает. Просто красуется, и все. Так вот, как бы Вам ни было ее жалко, ее необходимо убрать. (Можно уволочь ее в писательские запасники и попытаться пристроить в другой сюжет. Или в этот же, но в другом месте.) Или – если она Вам так уж нравится – придумайте, для чего она нужна. Иногда из такого пальца можно высосать потрясающие вещи.

И еще: пишите о том, что знаете. Если Вы слабо представляете себе британское законодательство – не основывайте фик на маггловских законах Великобритании. Или найдите эти самые законы.

1.4. Я согласна, что всякие сюжетные «фишки» делают фик интереснее. Но злоупотреблять ими не стоит. Это, как любую приправу, надо применять умеючи. Например:

- рекомендуется соблюдать некое равновесие композиции текста. Обычно один-единственный флэшбек или одна «врезка» от лица другого персонажа работает только в небольших вещах, в крупных ей требуется поддержка, то есть повтор того же приема в другом месте.

- нежелательно совмещать несколько подобных приемов в одном тексте. Если у Вас повествование ведется то от лица одного персонажа, то от лица другого, причем началось все с конца, а теперь они вспоминают, как они дошли до жизни такой, то и дело возвращаясь в день сегодняшний (что есть в данном случае флэшворвард) – читатель сильно рискует запутаться. Если очень хочется применить несколько приемов, то лучше вкладывать их друг в друга: весь текст от лица Гарри, а флэшбэки – от лица Рона.

1.5. О сексе в фанфикшне можно говорить (и спорить) много и долго. Относительно его роли в сюжете скажу следующее: если от того, что именно герои делали в постели, зависит что-то в действии – пишите. Если же нет – лучше вовремя задернуть занавес. (Если очень хочется посмотреть, что именно они там делали, напишите эту сцену, вырежьте и спрячьте в отдельный файл, для собственного кайфа.) (Nereis, «Орел и Крест»)

Но даже если Вы решили писать постельную сцену, не нужно давать подробное описание маршрута губ, пальцев и прочих частей тела, по которому поклонники потом будут составлять карту тела героя. Достаточно нескольких намеков, каких-то моментов, реплик. (Diana Williams, «Первый блин комом») Для такого подхода есть одна, но очень существенная причина: секс – это самое неоригинальное и банальное, что может происходить с героями. Да, именно так. Даже если Вы пишете секс с извращениями, это уже где-то обязательно было – если не все целиком, то по частям. И чем подробнее описана сцена, тем больше в ней банальностей на квадратный килобайт. Всевозможные каменно-твердые члены, скользящие одним плавным движением в тугие плотные жаркие каналы… где-то я это уже видела.

И еще одно правило сюжета: если Ваши герои вынуждены вести себя несоответственно характеру, чтобы сюжет развивался так, как Вам хочется – у вас плохой сюжет.

Основные промахи в сюжете и композиции:

- затянутая завязка

- слишком много раскрывающий первый абзац

- скучное банальное начало («Когда Гарри перешел на седьмой курс, он понял, что любит Снейпа…» Дальше можно не читать.)

- нелогичность действия

- «пустые» детали

- громоздкая запутанная композиция

- вялая развязка

- чересчур предсказуемый финал

- слишком длинное «послесловие» после кульминации (герои после долгих мытарств признались себе и друг друга в своих чувствах, потом собрались жениться, потом рожали детей…)

Жанр. О нем Daria тоже сказала немало, поэтому мне вновь остается лишь дополнять.

Ангст. Самый распространенный жанр в фанфикшене (наравне с романтикой). В любом читателе-писателе есть такая садомазохистская жилка, которая требует героя сначала помучить, а потом пожалеть (в рамках фика или посмертно – это уж кому как нравится). Но махровый ангст, когда с самого начала всем вокруг плохо и все друг на друге отыгрываются (или когда половине хорошо, потому что второй половине плохо) обычно выглядит картонным. Особенно это относится к даркфикам, фикам типа «все умерли» и «умерла любовь героя». Господа, в киноискусстве лучший способ разжалобить зрителя – жестоко прикончить на его глазах что-нибудь маленькое, беззащитное и невинное. Собачку, например. Но это уже давно считается «ударом ниже пояса» и вульгаризмом. Не будем же мочить собачек.

Кстати, изнасилования и душещипательные истории о трудном детстве героев относятся к самым явным «собачкам». Драко, которого с двух лет насиловал отец, с пяти – друзья отца, с десяти – Волдеморт, с двенадцати – квиддичная команда Слизерина, с пятнадцати – квиддичная команда Гриффиндора, и которому к тому же конфет в детстве не давали, а тут еще любимый Поттер погиб… ах, бедный мальчик. Убить бы тоже, чтоб не мучился.

Традиционно хорош «обломный» ангст, когда достаточно бодрый текст вдруг завершается печальной нотой. (Юксаре, «…про Сириуса и Гарри») Гораздо более изысканно выглядит вариант, когда все вроде бы закончилось хорошо, но от этого та-ак паршиво… Но это – высший пилотаж. (Penelope-Z, «Б/У»)

Романтика. Любовь-морковь-свекровь и прочие рифмы. Здесь велик риск удариться в другую крайность: в соплесиропничество и флафф. Позволю себе сформулировать очередное правило: текст о любви тем лучше, чем реже в нем встречается слово «любовь» и все с ним ассоциируемые. О любви вовсе не обязательно говорить напрямую – достаточно жестов, интонаций, каких-то совсем обычных фраз. (Лина-сама, «Сказка о ненависти»)

Юмор и стёб. О смешном и рассуждениях о нем превосходно сказала Daria: «Учить писать смешно скучно, а научить писать смешно – невозможно». (Lady Feylene, «Урок сексуального воспитания»)

Мое в данном случае сугубо индивидуальное и на истину в последней инстанции не претендующее мнение (то самое, которое имею и хрен откажусь): юмор не должен быть самоцелью фика. Юмор – самая острая из всех возможных приправ, даже смерть с ней не сравнится. Потому гораздо приятнее читать сюжетную вещь, приправленную юмором, чем просто набор шуток и смешных ситуаций. (Люцилла, «Дождь»)

Экшн. Жанр не слишком распространенный, потому что фикрайтерам, похоже, интереснее писать о чувствах, чем о событиях. К тому же этот жанр требует приличного объема текста, потому что иначе действию негде будет развернуться – страничка Таймсом 12 про то, как Рон Снейпу морду набил, вряд ли кого-то заинтересует. Вот если он ему набил морду, получил взыскание, отмывая полы в туалете, нашел еще одну Тайную комнату, завел туда друзей, они обнаружили некий артефакт, который перенес их к черту на кулички, и т.д. - это да. Экшн требует особо тщательного продумывания сюжета, потому что здесь читатели не простят автору грубой ошибки только за то, что вокруг этой ошибки такая красивая любовь. (R1312, «Странные люди»)

Джен (general). Границы этого жанра сильно размыты. Дженом принято определять тексты, по соотношению ангста/романтики/юмора/действия максимально приближенные к канону и совмещающие все жанры примерно в равной степени. (Галина, «Пациент»)

PWP. О нем достаточно было сказано выше.

Промахи в жанре:

- «прыжки» с одного жанра на другой (начали откровенным стёбом, а в конце вдруг ни с того ни с сего поставили героя перед философской проблемой «быть или не быть» и совершенно не смешно ее разрешили.)

- избыточность в любом жанре

И, наконец, то, ради чего в большинстве случаев и разводится вся эта канитель с мониторомарательством: действующие лица. Наши любимые и нелюбимые персонажи. Канонические и оригинальные.

Образ любого персонажа образуется следующими составляющими:

- внешность

- поведение

- манера речи

- биография

Внешность персонажа не стоит описывать до последней морщинки на левой пятке. Для оригинального персонажа на главных ролях: рост, цвет глаз и волос, общую характеристику фигуры и черт лица, стиль одежды, особые приметы (родимое пятно во всю щеку). Не нужно расписывать все это подробно, Вы не отчет для органов правопорядка пишете. Не стоит также впихивать все в одно предложение или один абзац. Лучше разбить описание внешности на несколько кусков и разбросать по разным абзацам, вводя его постепенно:

… Рядом с Гарри стояла коротко стриженная брюнетка. …

… Брюнетка, едва достававшая Гарри до плеча, вздернула курносый носик и спросила чуть свысока: «Что там происходит?» …

… Гарри внимательнее всмотрелся в ее лицо. Хорошенькая. В синих глазах плясали задорные чертики. …

(Вместо «…» должно идти описание происходящего, эмоции Гарри по этому поводу и т.п.)

Этого более чем достаточно для первого знакомства. Позже можно будет упомянуть, что она была полненькой и носила джинсы. Остальное – только если это имеет значение для сюжета.

Если персонаж второго плана, и уж тем более – если он проходящий и больше не появится на страницах рассказа, ограничимся одним-двумя эпитетами, вроде «худой парень в драной куртке» или «старушка в круглых очках».

Поведение определяет характер героя. Мы судим о нем по его поступкам, не так ли? Необходимо привести поведение персонажа в соответствие с его предполагаемым характером. Если Ваш герой суров, но добр, не стоит писать, как он сюсюкает над найденным котенком – скорее всего, он подберет животное, накормит-обогреет, но не станет причитать «Кто же мог бросить такую прелесть?!» и вязать ему на шею розовые бантики.

Речевая характеристика – самое частое место проколов в создании образа. Бывает, что авторская речь великолепна, но когда дело доходит до диалогов, фик проваливается. Начнем с того, что все герои разговаривают по-разному. Рон выражается просто и по-подростковому эмоционально, пересыпая речь словечками вроде «офигительно!» (bloody brilliant!). Гермиона часто говорит «лекционным» тоном, особенно когда делится познаниями, бывает у нее и назидательная интонация – она как будто чувствует себя взрослее мальчиков. Снейп строит длинные предложения, использует редкие и «ученые» слова. В хорошо написанном диалоге не требуется указывать говорящих, и так понятно, кто есть кто. Подменять манеру речи нельзя! Можно использовать изменение манеры речи как художественный прием, например, чтобы показать, что герой не в себе. Думает герой так же, как говорит.

Особое внимание следует уделить реалистичности диалогов. В быту людям не свойственно изъясняться замысловатыми фразами, обильно украшенными метафорами и сложными риторическими фигурами. Особенно если они находятся в возбужденном состоянии: испуганы, изумлены, обрадованы. Чем дальше состояние человека от равновесия, тем более короткими и несвязными предложениями он будет изъясняться. Написав диалоги, рекомендуется прочитать их еще раз и спросить себя: стали бы Вы так выражаться в данной ситуации?

Биография персонажа оказывает существенное влияние на его поведение, речь и внешность. Если бы Люпин не закончил даже школу и жил среди крестьян, он разговаривал бы как Хагрид. Но при описании персонажа из его биографии выбираются для упоминания только те факты, которые существенны для рассказа. Читателю незачем знать загадочные обстоятельства смерти прабабушки героя, если при этом не был украден некий могучий артефакт, нужный для спасения мира. Факты биографии вводятся в повествование по мере необходимости, хотя можно вывалить небольшую кучку их сразу (дав, например, кому-нибудь прочитать досье на этого героя в Министерстве Магии), развесив тем самым ружья, которые «выстрелят» в конце.

Самые частые промахи при создании образа персонажа – это:

- идеализация персонажа – придание любимому герою всех мыслимых и немыслимых добродетелей и лишение его недостатков. (Ангелочек Гарри, который прощает всех и вся, спасает их же и побеждает Волдеморта силой любви ко всему миру. Кстати, в свободное время он играет на скрипке - лучше Паганини. А вы не знали?)

- мэрисьюизм – наделение персонажей своими чертами. Особенно явно проявляется, когда мальчики начинают вести себя по-девчачьи – рыдать друг у друга на плече, причитать «ты меня совсем не любишь!» и т.п.

- any two guys (любые два парня) – чаще всего встречается в небольших фиках про любовь и PWP. Для выявления и устранения надо делать проверку. (Да, как в школе.) Подставьте, пожалуйста, вместо имен героев канона другие имена. Перечитайте текст, не обращая внимания на отсылки к реалиям канона. Узнаваемы ли в Ваших персонажах персонажи канона? Или вместо них говорят и действуют какие-то абстрактные люди? Если так, то нужно либо переписывать фанфик, делая более отчетливыми характеристики, либо превращать его в оригинальное произведение.

Как известно, большинство фиков пишутся ради любовной истории. Поэтому, говоря о персонажах, нельзя не упомянуть про их сочетания, то есть про паринг. Но тема эта чересчур обширна, и ее надо рассматривать отдельно. Сажу лишь следующее: существует много людей, считающих одни паринги «хорошими», а другие – «плохими». На самом деле все зависит от вкуса и личных предпочтений, и право на существование имеет любой паринг. Единственное, что хотелось бы пожелать – избегайте штампов. Нет ничего банальнее, чем история о любви, и Ваша задача – сделать эту банальность оригинальной. Если Вы выбрали популярный паринг, найдите список клише этого паринга (или составьте его сами – Вы ведь много о нем читали, верно?) и не используйте их в Вашем фике. Разве что одно, и то в качестве второстепенной детали.

Итак, предположим, что Вы учли все вышесказанное. Ваш сюжет продуман до последней детали, а концовку не угадать никому, Вы определились с жанром и четко знаете, как поведут себя Ваши герои в каждой ситуации. У вас есть «о ком» и «о чем». Осталось «как». «Как» - это язык и стиль.

Язык у писателя должен быть хорошо подвешен. Если Вы не можете связать три слова, не добавив между ними для склейки «эээ» или «ну», и письменно изъясняетесь исключительно простыми нераспространенными предложениями - лучше поделитесь своим замыслом с кем-нибудь другим, и пусть он напишет это, если захочет.

Стиль – это Ваш голос, как и было сказано Daria. Единый стиль держит произведение вместе, не дает ему превратиться в кучку собранных вместе корявых фраз. У каждого стиль свой, он находится в зачаточном состоянии, его нужно разрабатывать и – иногда – вырабатывать. Одному легче писать просто, строго передавая суть происходящего. Другой с удовольствием рассыпается в эпитетах и метафорах. Третий иронизирует в каждом предложении. Все очень индивидуально.

Помимо того, чтобы быть удобным автору, стиль должен соответствовать содержанию. Впрочем, хороший писатель может описать бурную схватку в замысловатых метафорах, а романтичнейшую любовь – простыми «рублеными» фразами, и дух будет захватывать в обоих случаях. Но стиль рассказа должен быть строго выдержан. Если Вы пишете все a la Роулинг – просто и местами с легкой иронией, не стоит вдруг вставлять развесистые красивости в духе Игоря Северянина. Конечно, как и в передаче манеры речи, здесь допустимы вариации, смена стиля при переходе точки зрения от одного персонажа к другому, например – но это надо уметь делать.

Давать абстрактные советы о стиле сложно, так как явление это сугубо индивидуальное. Проще разобрать стиль конкретного человека и подсказать, что хорошо, а что следует исправить. Но один совет дам. В англоязычных источниках часто приводится правило хорошего стиля изложения, которое мне кажется вполне разумным: показывай, а не рассказывай. Имеется в виду, что не стоит подробно объяснять читателю, что происходит – надо лишь намекнуть ему, подсказать, дальше он поймет сам и представит все гораздо ярче, чем если бы Вы ему сказали.

(Пример:

- Проваливай, магглокровка! – крикнул Драко. Гермиону это очень обидело. Она повернулась и ушла, едва не расплакавшись. - Рассказано

- Проваливай, магглокровка! – крикнул Драко. Гермиона развернулась и, ни слова не сказав, ушла. Но глаза ее блестели, а губы подрагивали. - Показано)


Не изменяя основам, я просто меняю природу основ...
 
tigryonok_uДата: Четверг, 2012-06-14, 7:22 AM | Сообщение # 5
Смилодон
Группа: Стражи
Сообщений: 492
Репутация: 3
Статус: Offline
Используя такой художественный прием, как рассказ от первого лица, не забывайте о речевой характеристике. Если Вы пишете от лица Гарри, выражайтесь так, как выразился бы он. Иначе лучше откажитесь от первого лица и воспользуйтесь другим приемом – «рассказ с точки зрения одного из героев». (Так пишет сама Роулинг: мы следуем за Гарри, мы не знаем, что происходит там, где его сейчас нет, не знаем, что думают другие персонажи; мы знаем только то, что знает он. При этом о нем говорится в третьем лице.)

Существует также прием стилизации, то есть подгонки манеры письма под манеру другого писателя. Яркий пример – Калипсо, «Гарри Поттер и Северус Снейп против Пивза». Но этим приемом следует пользоваться, только если Вы очень уверены в своих силах.

Больше всего проблем со стилем возникает, как легко догадаться, при описании секса, особенно на русском языке. Главная сложность - подбор слов. Как ни старайся, в большинстве случаев текст в итоге выглядит грубым и порнографичным. Еще хуже попытки избежать этого с помощью образов вроде «жаркая расщелина» или «колонна напряженной плоти». (Вы это представьте… Александрийский столп, падающий в Большой Каньон. Причем и то, и другое – из мяса.)

Если писать постельные сцены, то писать оригинально. Можно выбрать красивую метафору и ей следовать. (Anatolia, «Метаморфозы») Очень стильно выглядят постельные сцены, написанные диалогом. (Amanuensis, «Худший лучший день их жизни»)

Большая просьба: если Вы еще никогда не занимались сексом – не пишите о нем. Или хотя бы сначала проштудируйте несколько хороших книг о технике секса. Иначе Вы легко можете допустить ошибки, которые обесценят всю Вашу работу. В англоязычных пособиях по написанию постельных сцен приводится немало таких ошибок, начиная с наличия у женщин простаты и заканчивая мужчинами, кончавшими по двенадцать раз за пару часов. Мечтать не вредно, но сильно отрываться от реальности тоже не стоит.

Для улучшения стиля и избавления от мелких, но неприятных недостатков рекомендую почитать пособия для переводчиков. В них отмечаются многие вещи, которые обычно как-то забываются. (См. Мастерскую Фанруса, раздел «Переводчикам»)

И последний штрих к фику с интересным сюжетом, выразительными персонажами и хорошим стилем: оформление. При оформлении текста следует помнить о следующих вещах:

Многоточия – бич начинающих авторов (да и продолжающих зачастую тоже). Некоторые испытывают к ним прямо-таки всепоглощающую страсть, заменяя ими все знаки препинания, включая вопросительный и восклицательный. Так вот, этого делать ни в коем случае нельзя. Многоточие – как соль: если немножко, то хорошо, а если множко… Ой-ёй.

Многоточие ставится, если фраза незавершена («Я хотел сказать, что…» - Гарри внезапно замолчал). Еще его иногда можно использовать вместо разделителя (* * *), чтобы показать, что прошло некоторое время, но это уже для продвинутых пользователей. Во всех остальных ситуациях для обозначения пауз в речи и в прочих целях используются другие знаки – запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Графическое выражение экспрессии (восклицательные знаки, большие буквы, курсив, жирный шрифт, звездочки и т.п.) – это, если продолжать аналогию с приправами, перец. В русском языке принято использовать только восклицательные знаки, причем не более одного за раз. Расставлять их после каждой фразы не рекомендуется, даже если это реплики, каждую из которых герой выкрикивает. Лучше написать «… - прокричал он». В авторской речи восклицательный знак используется только в самых крайних случаях. В последнее время стало допустимо заимствованное из английского языка выделение ключевых слов курсивом. Но и его лучше избегать: в русском есть другие средства для выделения главного, например, порядок слов. Что касается больших букв, то это тот случай, когда не стоит брать пример с Дж.К.: большие буквы в большом количестве затрудняют чтение и делают героев похожими на крикливых истеричек.

Абзацы каждый расставляет так, как считает нужным. Но есть некоторые правила, применимые в большинстве случаев:

- в диалоге: один персонаж – один абзац. Если следующую реплику произносит другой персонаж, ставится абзац.

- если меняется место/время действия, ставится абзац.

- если выражается новая мысль, ставится абзац.

Оформление прямой речи – см. Daria, «Способы оформления прямой речи».

Все вышеизложенное относилось в основном к литературе в целом. Но мы говорим о фанфиках, поэтому нужно вспомнить еще об одном, а именно о каноне. Основное отличие фанфика от оригинального текста заключается в том, что фанфик основан на уже имеющемся тексте, уже существующих персонажах и сюжете, которые созданы не автором фанфика и которые, следовательно, он не имеет права изменять. Это – правило хорошего фанфикшена: следуй канону. Разумеется, существуют исключения, например, AU; но если ваш фанфик не является AU, он должен соответствовать канону. Это касается как событий, так и характеров персонажей.

Писателям часто говорят: «Если можете не писать – не пишите». Применительно к фанфикшену можно переформулировать: Если можете не писать фанфик – не пишите. Другими словами, если Вам тесно в рамках канона, если Вам хочется изменить сюжет, героев, реальность – подумайте как следует: может. Вам лучше написать оригинальное произведение? Никто не мешает Вам сделать своих героев похожими на героев того же ГП, в конце концов, любой литературный персонаж – всего лишь вариация на тему одного из архетипов. Фанфикшн следует писать только тогда, когда Вы хотите иметь дело именно с этими героями и именно с этим миром.

При этом следует помнить, что к фанфикшену неприменимо одной из правил написания обычной прозы: «Считайте, что читатель ничего не знает». Читатель фанфикшена знает все, что написано в каноне, так же хорошо, как и вы. Поэтому не надо повторять канон. Не надо описывать внешность персонажей – если она существенно не изменилась, конечно; не надо пересказывать эпизоды их биографии, известные по канону, достаточно при необходимости сделать на них отсылку намеком. (То есть: «… та ужасная ночь в Хижине, много лет назад», но не «… та ночь в Визжащей Хижине, домике на окраине Хогсмида, куда вел потайной ход от Драчливой Ивы и куда во время его учебы в школе заманил его Сириус Блэк, крестный Гарри, который учился с ним на одном курсе вместе с отцом Гарри Джеймсом Поттером, Питером Петтигрю и Ремусом Люпином».)

Существует, конечно, еще и фанон. Но по моему глубокому убеждению, к нему следует обращаться лишь в самых крайних случаях. Всегда лучше найти свое, оригинальное решение: свое видение характера, свой ответ на вопрос, почему Снейп пошел в Визжащую Хижину.

Дополнения к канону допустимы – у Sushi, например, герои часто разговаривают на староанглийском и латыни, у многих авторов вводятся в сюжет ритуалы друидов, хотя у Роулинг упоминаний об этом нет. Но я считаю, что любое такое дополнение должно быть оправдано и жизненно необходимо для сюжета. Особенно это касается культуры мира Роулинг. В каноне дается очень слабое представление о многих аспектах культуры магов – литературе, музыке, религии – но и тем, что есть, вполне можно обойтись. Приписывание героям неких литературных предпочтений (к примеру), обычно не имеющих значения для сюжета, часто раздражает и отвлекает. (Особенно любят вручать всем подряд сонеты Шекспира и томики Толкина.) К тому же не все читатели разделяют Ваши литературные и музыкальные пристрастия, и если автору канона (aka Высшая Сила) они еще простят навязывание Гарри страстной любви к творчеству Бритни Спирс – в конце концов, кто канон пишет, тот его и имеет – то Вам они этого не простят никогда.

Что касается отступлений от канона, здесь я придерживаюсь того мнения, что их должно быть как можно меньше – или же очень много, чтобы фик стал явной AU. Обычно фики с небольшими отступлениями от канона очень раздражают, потому что эти отступления больше походят на ошибку.

Замечание 1: имена героев «Гарри Поттера» не сокращаются. Да, их часто сокращают фикрайтеры, и русские, и зарубежные – но на самом деле этого делать нельзя. Роулинг везде использует одну форму имени. Если «Гермиона» сокращается как «Герми» или «Миона», почему Гарри и Рон не называют ее так в каноне? Просто предпочитают ломать язык о длинное имя? Сомнительно. Очевидно, что это имя не сокращается, как и все остальные. Поэтому никаких «Люцев», «Севви» и «Сири».

Замечание 2, для слэшеров: как бы Вам ни хотелось много красивой однополой любви, процент гомосексуалистов по статистике составляет 10% среди мужчин-магглов и 3 - среди женщин. Вряд ли у волшебников эти цифры сильно отличаются, хотя бы потому, что им надо как-то размножаться. Поэтому не стоит превращать Хогвартс в заповедник гомосексуалистов. Это называется Everyone Is Gay (вокруг одни геи) и считается признаком дурного тона. (Замечание к замечанию 2: попробуйте посчитать, сколько геев реально может быть в Хогвартсе, исходя из приведенной выше статистики. Думаю, этого будет достаточно.)

Замечание 3: в каноне мы видим, что в обществе магов очень сильны предрассудки – классовые, расовые (маги-магглы) и т.п. Следовательно, маловероятно, что маги будут более лояльно, чем магглы, относиться к таким вещам, как гомосексуализм, роман учителя с учеником, внебрачная беременность, беременность несовершеннолетних и т.д. Поэтому если в финале Снейп женится на шестикурснице Гермионе с животом в арбуз размером, это вряд ли будет говорить в пользу фика. (Замечание к замечанию 3: в Великобритании возраст совершеннолетия – 16 лет, после этого человек имеет право заниматься сексом, с кем ему заблагорассудится. Исключение составляют лица старшего возраста «в позиции доверия», к каковым относятся учителя и опекуны. Крестный отец не попадает в эту категорию, если он не является официальным опекуном.)

И вот фанфик завершен. Вы написали слово «конец». Можно выдохнуть и гордо нести творение на ближайший сайт или форум?

Нет.

Как бы талантливы Вы ни были, Ваш фик нуждается в редакции. Первую редакцию проводите Вы сами – желательно через день после написания, а лучше через несколько дней. Дайте себе отдохнуть от текста, дайте ему стать «чужим». И только тогда, когда Вы забудете, как появлялось на экране каждое слово - перечитайте фик. Обращайте внимание и на сюжет, и на читабельность предложений, и на грамматику. (Не забудьте включить проверку орфографии Word!)

Но одной Вашей проверки недостаточно. Любому автору необходима бета. Другое дело, для чего она ему нужна. Обычно под бетами авторских произведений понимают людей, вылавливающих в тексте опечатки и грамматические ошибки, иногда – неясные предложения и стилевые недочеты. Но авторское произведение – не перевод, в котором переводчик не может ничего изменить. Поэтому хорошая бета авторского фика должна также уметь увидеть противоречивость сюжета, скомканность финала, несоответствие характеров, другие промахи из перечисленных и неперечисленных выше – и сказать об этом автору. (Еще она может сказать, что писать Вам не стоит. Бывает.)

Найти такую бету сложно. Но можно. Посмотрите, кто из авторов пишет так, как Вам бы хотелось, и обратитесь к ним. Бет в идеале должно быть две или три, потому что людей много, и вкусы у всех разные. Лучше не обращаться к друзьям – они могут побояться Вас обидеть. Резкая критика принесет Вам больше пользы, чем похвала из жалости. И не принимайте критику в штыки. Если Вам не нравится то, что Вам предлагают – не исправляйте. Но сначала постарайтесь понять, почему Вам предлагают такие изменения.

Если бета сказала, что Ваш фик нельзя вывешивать и вообще лучше отправить в корзину, обратитесь к другой бете. Если она скажет то же самое, найдите третью. Если и она подтвердит приговор… что ж. Примиритесь с тем, что не каждый, кому хочется писать, может это делать. Если Вам хочется просто как-то проявить себя в фэндоме, Вы можете переводить или составлять архивы. А если Вам действительно хочется писать – попросите Ваших бет объяснить, в чем Ваши ошибки, и попытайтесь их исправить. Литературное творчество – и фанфикрайтерство тоже – состоит на 1 процент из таланта, а на 99 – из труда. Пусть Вы не будете стопроцентно прекрасным автором, но у Вас есть шанс добраться до девяносто девятой ступени. Если Вы действительно уверены, что это именно то, что Вам нужно.

Наконец, светлый день настал: Вы вывесили фанфик. И его откомментировали. В основном положительно, хотя были и критические отзывы. Возьмите их на заметку – пригодятся в дальнейшем.

Совет от Juxian Tang: ответьте всем, кто отозвался. Даже простого «спасибо» будет достаточно, чтобы сделать читателю приятно.

А когда приступите к следующему фику (вряд ли Вы сможете долго почивать на лаврах, фикрайтерское шило не даст Вам покоя) – учтите все, что Вам говорили прежде, что Вы сами выяснили в работе, и сделайте его лучше предыдущего.


Не изменяя основам, я просто меняю природу основ...
 
Resist or Serve » Креативность » X-files FanFiction » Советы фикрайтеру
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024